20.09.2010

Как часто мы говорим своей крохе слово – «Нельзя»?

Как часто мы говорим своей крохе слово – «Нельзя»? Не задумывались ли вы о том, что это слово для ребенка уже может и не иметь того значения, которого мы хотим. А почему так произошло? Может потому, что мы часто его применяем….
Если слишком часто говорит слово «нельзя», «непослушному» ребенку, то оно утрачивает свою силу! А у «послушных» детей возникает соблазн пользоваться словом «нельзя» к месту и не к месту. В итоге может пропасть желание у детей что-либо делать, ведь все равно ведь запретят.
Но как же поймать эту грань, как понять, что это слово используем чаще, чем нужно?! Да просто понаблюдать за малышами и постараться заменять слово «нельзя» на другие слова, фразы, переводя в игру.
Для себя можно определить количество высказываний «нельзя» в течение дня, например три раза. Постарайтесь за весь день не использовать запрещающие слова как нельзя, не трогай, и т.п. Установив лимит, дайте малышу завершить начатое, если это не опасно, или использовать иную формулировку, перевести в игру. Например, если сын хочет пройтись по луже, можно сказать так «Миша, давай сегодня ты будешь трамваем, посмотри, перед тобой озеро. А разве трамваи плавают по воде?».

Самое интересное, что боясь выйти за лимит этого слова, вы стараетесь его вообще не использовать, только в самых экстренных ситуациях. И тогда сила слова «нельзя» будет велика!

7 комментариев:

S_Ne)I(naya комментирует...

Жень, а как быть, когда ребёнок ещё не понимает, что такое "трамвай" и почему он не ходит по "озеру"??? Когда у него ещё нет ассоциаций чётких предмет-его место в пространстве (ну что-то типа того). Что зайки прыгают по полянке (ковру), а не на краю дивана, что такое "грязно" и почему "каку" не надо засовывать в рот, какие действия приведут к "бобе" и т.п....
Да, я читала, что "нельзя" должно быть всего 7. Но, блин, в кваритрах (про улицу вообще молчу) СТОЛЬКО всяких опасностей, что 7-ю нельзя ну никак не обойтись :-(
И хотя я стараюсь говорить Ване "нельзя" поменьше или облекать в друге формы (не такие сложные, как про трамвай, конечно :-D), всё равно запретов и одёргиваний получается много. Мне кажется, что 7 категорических нельзя может быть в жизни более старшего и понимающего ребёнка, который остальнгые 33 "нельзя" сам прекрасно помнит и не нуждается в напоминании. И который знает, ЧТО будет, если не подчиниться окрику "НЕЛЬЗЯЯЯ!!!"

Ideas... Ideas??? Ideas!!! комментирует...

По опыту с почти трехгодовалым ребенком могу сказать, что даже без этих трех нельзя в день тоже можно обойтись. Более того, можно прекрасно жить без нельзя, нет, не трогай, не делай и прочих дурацких запретов. Прежде чем задавать любые вопросы по поводу статьи автора, имхо, нужно прожить хотя бы неделю без нельзя вообще. Тогда будет ощущение, что говоришь с автором на одном языке. Сама поднимала эту тему не раз за последние три года и по опыту обычно заканчивается все просто дискуссией. Если действительно интересно, что и как будет происходить, если отказаться от нельзя, - поживите без этого слова. Без него жить просто! Просто находите замену. При каждой ситуации. Это легко. Сложно включать мозги каждый раз и реагировать нестандартно. Но через какое-то время и это становится легко. Вобщем, я как фанат жизни без нельзя гарантирую приятные впечатления:)

Егорова Татьяна комментирует...

С совсем маленькими детками пространные объяснения, действительно, вряд ли помогают. Потому что еще нет сформированных понятий. И этому их нужно учить. Если мама постоянно знакомит малыша с окружающими предметами и рассказывает о них, кроха быстрее усваивает мир и предметные действия. А пока этого еще нет, самый эффективный способ, вместо того, чтобы зудеть бесконечными "нельзя", просто исключите с поля зрения ребенка все опасные для его здоровья и жизни предметы. Это касается дома. Адаптируйте его под ребенка: убираем повыше, прячем подальше ценное/хрупкое/тяжелое/ядовитое, заклеиваем двери, ящики шкафа скотчем, на межкомнатные двери - спец. блокираторы (чтобы пальцы не прищемил ненароком). Это не так сложно, как кажется вначале.

У одних знакомых 1,5 летний ребенок подошел к стойке для обуви в прихожей, достал круглую баночку с кремом для обуви и стал пальчиками его выковыривать. Когда мама спохватилась, следы от крема были не только на руках, но и на щеках и груди. Съел или не съел? Ей чуть не сделалось плохо. А ведь этого могло и не быть, если бы она не убрала все (в кладовую, в шкаф или на худой конец, вымыть грязную обувь до блеска).

На улице - тщательно продумывать маршрут, чтобы уменьшить вероятность "провокационных" мест - те же огромные лужи (выбираем дорожки, где они очень мелкие, или же просто везем малыша в коляске или предложить "прыжки на ручках" через неминуемые лужи). Или где нужно, просто оттащить малыша, взять его на руки, заинтересовать птичкой, листиком, и проч., т.е.переключить его внимание на другое.

Что касается понятий "грязно", "больно", ребенок на своем опыте должен с ними познакомиться, прежде чем сможет вести себя в соответствии с вашими предупреждениями. Например, чуть обжегшись слишком горячей водой из крана или утюгом, он свяжет это понятие с неприятным ощущением и второй раз будет достаточно вашего предупреждения: "осторожно, горячо!","это больно". Конечно, это все - в естественых условиях. Например, горячий стакан. Можно сказать малышу: вот стакан. он горячий! Показать как вы дотрагиваетесь и ойкаете. Малыш может попробовать потрогать стакан: "точно, мама сказала: горячо и это правда! Надо маму слушаться". Или еще: упал и заплакал. Мама говорит: тебе больно, сейчас я подую/пожалею/смажу и все пройдет - малыш связывает понятие "бо-бо" с реальным ощущением и перенесет их на другие похожие ситуации, в которых будет достаточно одного вашего слова, чтобы он избежал повторения боли.
Понятие "грязно" можно продемонстрировать на запачканном слюнявчике, пролитой чашкой на одежду. Вот "грязная кофточка, когда грязно - неприятно". И действительно, малышу неприятна мокрая кофточка, он видит пятна и связывает это понятие с реальным опытом.
Затем этот опыт будет перенесен и в более сложные ситуации. Грязные ладошки не надо совать в рот - их моют. и т.п.
Если прыгает по краю дивана, можно подсесть рядом и один раз предупредить, что посереди прыгать можно а вот тут - нельзя, может упасть. Подкладываете что-то мягкое на полу в месте возможного падения (одеяло, подушку) Далее смотрите по ситуации. Продолжает прыгать? Пусть падает. Один раз внезапно потеряв равновесие, ребенок поймет, что падать - не очень приятно и будет более осторожным, а то и переключится на другое.

Позже с детками постарше можно уже подробнее объяснять, почему нельзя и предлагать привлекательную альтернативу. Например, хочется рисовать на стене и хоть тресни - не помогают уговоры и запреты... Лучше скажите, что здесь - нельзя, а вот тут можно (и прикрепляете к стене большой лист ватмана). Малыш доволен, может реализовать творческий потенциал и мама спокойна за обои.

Другой вопрос, когда ребенок "вредничает" и после всех мер назло родителям демонстрирует непослушание (чаще это в период кризиса трех лет). Но это уже другая тема.

moykid комментирует...

Татьяна, спасибо Вам огромное за такой полный и интересный ответ! Все как есть написали, и все очень понятно. Ну, что же мамочки и папочки, если у Вас появятся вопросы, то пишите Татьяне в рубрику "Задать вопрос психологу"

Виктория комментирует...

А еще часто родители говорят детям нельзя абсолютно беспочвенно. Вот вчера мама привела ребенка на площадку и запрещает ему буквально все: в песочницу - нельзя, испачкаешься! на горку - нельзя! упадешь, палку взять - нельзя! грязная. И ребенок у нее вырастет запуганный и не умеющий принимать собственные решения.

moykid комментирует...

Это точно, Виктория, на площадке можно много раз услышать, слово "нельзя". А если к себе прислушаться, то тоже немало раз можно услышать "нельзя". Причем, в большинстве случаев, это слово используется как сорняк, просто в тот или иной момент, только оно пришло на ум, а не заменитель. Это заключения я сделала, понаблюдав за собой сегодня.

Yukkie Jenny комментирует...

А вот как "обойти" запреты при социализации? Что нельзя отбирать игрушки, драться, ломать куличики итд. Полуторагодовалый эгоцентрик ведь не понимает подобных объяснений.

-
И я не согласна про адаптирование окружения под ребенка. Рано или поздно (и хорошо если поздно!) лужа встретится, скотч отлепится, блокиратор отвалится, а к шкафу будет принесен стул. Вот все несказанные нельзя по поводу "спрятанных" вещей и аукнутся.

БУЛЛИНГ, ТРОЛЛИНГ...НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Не думала я, что столкнусь вот с такой темой - буллинг. С первого класса моя старшая дочка подвержена мелким издевательствам группы девоч...