25.05.2010

Можно ли давать грудничку воду?


 Такой вопрос часто встречается на форумах, подруги задают, да вообще информации много в Интернете, и все же она раздваивается на "за" и "против".


И все же, как быть? Допаивать или нет?

Вот как было у нас. Мы без необходимости не допаивали, я вообще прикорм ввела ровно с 6 месяцев. Но воду все же приходилось давать. С трех месяцев мы пили лекарства, и ребенок проще пил с водой, чем с молоком. И бабушки постоянно допаивали, не обращая внимания на запреты. Говоря, что нас тоже допаивали и выросли то "здоровёхонькие". Где то с 6 месяцев я стала давать разбавленные соки, чаи хипп и бабушкино лукошко. Малышка у меня много пьет до сих пор, я называю ее ласково "Дуденка"! Грудью кормили до года, правда с 9 месяцев остались кормления только утром и ночью.

На одном интересном блоге "BabyBlog" автор написала интересную статью, из которой вывод - допаивать нельзя!

Немного процитирую, а всю статью прочитайте здесь:

"Если говорить не только о здравом смысле, но и о медицинских обоснованиях, то Всемирная Организация Здравоохранения, как и последние указания Минздрава РФ, предлагают не давать дополнительного питья детям на грудном вскармливании без специальных медицинских показаний, примерно до шести месяцев. Почему же?
Опасность первая – недоедание. Желудок крохи – размером с его кулачок, и он способен принять и переработать ограниченное количество поступающего питания (в первый месяц жизни это 1/5 - 1/6 часть массы тела в сутки). А особенность нервной системы новорожденного такова, что вода у него вызывает ложное чувство насыщения. Поэтому маме важно понимать: если ее ребенок выпил 100 мл воды – значит, он не получил 100 мл молока. При этом от молока зависят рост и развитие ребенка, а вода не приносит ему абсолютно никакой пользы.
Опасность вторая – уменьшение выработки молока. Молоко вырабатывается в ответ на сосание ребенка, то есть сколько малыш сосал грудь – столько молока впоследствии и прибудет. Если же мама дала ребенку воды, то он будет меньше сосать грудь. Особенно опасны в этом плане ночные допаивания ребенка водой, потому что во время ночных кормлений стимулируется выработка гормона пролактина, увеличивающая дневную выработку молока. Это означает, что малыш, который кормится маминой грудью ночью, тем самым обеспечивает себе необходимое количество молока днем. И если «доброжелатели» советуют маме «обмануть ребенка водичкой, чтобы ночью не беспокоил» - подумайте, что ребенка-то, может, и удастся обмануть, но вот природную систему выработки молока – не обманешь…
Опасность третья – нарушение естественного баланса в пищеварительной системе ребенка. Ребенок рождается со стерильным кишечником, и примерно до полугода идет активное засевание его полезной микрофлорой. Материнское молоко помогает формировать и поддерживать естественный баланс бактерий пищеварительной системы, а все, что малыш в это время жизни получает помимо материнского молока – ухудшает этот баланс. И если практика допаивания становится постоянной, то очень часто у ребенка обнаруживается перевес вредной микрофлоры над полезной - то самое явление, которое наши медики обычно называют дисбактериозом. Исследования, которые специально проводила Всемирная Организация Здравоохранения, показывают, что большинство детей, вскормленных исключительно грудью в течение первых 6 месяцев, здоровы и хорошо растут. А дети, которые в дополнение к грудному молоку получали воду или чай, болели расстройствами кишечника в три раза чаще, чем малыши на полном грудном вскармливании… Нужен ли вам такой риск?»
Опасность четвертая – вероятность отказа от груди. Воду дают, как правило, из бутылки с соской, что нередко приводит малышей к «путанице сосков» - то есть отказу сосать материнскую грудь в пользу бутылки.

Вот, вроде все понятно написано и смело согласимся с этими пунктами! Все верно и про микрофлору, особенно верно про поддержание лактации. Но почему, мнения разошлись?

На одном форуме я прочитала, что одной девочке в роддоме принесли бутылочку с водой - допаивать! А другой, в роддоме, посоветовали допаивать глюкозой. Вот и как понять…

Про допаивание в роддоме, вернее про докорм. У меня не было 2 дня молозива, ребенок 2 дня не ел и, конечно же, сильно плакал. Меня отправили на докорм. И о какой стерильности кишечника, тогда, может быть речь! Если водой нельзя допаивать, что бы не нарушить баланс, а докормом с общей кастрюли, хоть и "типа" из стерильных бутылочек, заткнутыми ватками, можно... Просто мыслей нет. ПРИЧЕМ НЕ ПРОВОДЯТ ИНСТРУКЦИЮ КАК ИМЕННО КОРМИТЬ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАЛИ МИКРОБЫ. Конечно же, у меня бутылочка кормилась в течении 2х часов несколько раз, несколько раз я доставала эту ватку. Ну, сами понимаете, что уже кучу не нужных микроорганизмов подцепила. В итоге дисбактериоз (хоть и нет такого диагноза, но гастроэнтерологи пишут - диагноз).

Отвлеклись. Написала я-то к тому, что и так и так нарушается микрофлора, а одно разрешено, а другое нет.

Всем известный Доктор Комаровский на эту тему пишет:

"....ВОЗ в своей декларации говорит именно о новорожденных, а многочисленные рекомендации, прикрываясь авторитетом этой уважаемой организации, распространяют совет «не поить» на детей вообще! Напомню, что с точки зрения все той же ВОЗ, новорожденный – это ребенок от рождения до 28 дней… Выводы очевидны – поите на здоровье!
В любом случае, здорового ребенка не надо заставлять пить воду или другие жидкости. Задача родителей – предлагать, а уж пить или не пить – дитя решит само. Особенно важно предлагать тем, кто сам попросить не в состоянии.
Актуальность питья тем выше, чем теплее, чем суше, чем больше потери жидкости (например, потливость при физических нагрузках, избытке одежды).
Где бы вы ни находились – на прогулке, на пляже, в стенах родной квартиры, – под рукой всегда должен быть сосуд с жидкостью, предназначенной для питья.
Не забывайте о том, что кипяченая вода не имеет ничего общего с естественным вариантом питья – ни одно живое существо не пьет кипяченую воду. Если уж просто вода, то детям до года – минеральная, нейтрального вкуса, негазированная, а тем, кто постарше, особенно в жару и при избыточной потливости – можно и чуть солоноватую, а если просит – то и газированную.
Вариантов безопасного и полезного питья именно для детей множество. Понятно, что, используя любой напиток, следует учитывать и индивидуальные пристрастия конкретного ребенка, и материальные возможности родителей, и склонность определенной части младенцев к аллергическим реакциям. Возможные варианты – компоты из свежих или замороженных фруктов и ягод; очень удобны и полезны, с учетом большого количества калия, – сухофрукты вообще, изюм и курага в частности. Множество фирм, ориентирующихся на детское питание, выпускают многочисленные чаи на основе целебных трав, ягод и т. д. И если вы можете себе такое позволить – пейте на здоровье."
 Полностью статую можете прочитать здесь.

И какой вывод - Комаровский не запрещает. Причем акцентирует, что запрет ВОЗа в период новорожденности, а это 28 дней.

Вот Вам и разделились мнения. И таких примеров масса.

На форуме e1.ru, где я постоянно нахожусь, в данный момент идет дискуссия мамочек на эту тему, можете почитать здесь. И там мнения расходятся. (Мой ник АртъЕ).

Нам сейчас 1, 5 года, мы часто пьем жидкость. Просто воду я даю редко, в основном вечером перед сном немного, что бы прополоскать, так сказать, ротик. А пьет моя малышка соки (которые я разбавляю), компоты, морсы и чаи хипп.

Какой же я сама сделаю вывод - давать или нет. Мне его сделать очень сложно, в основном каждая мама подсознательно знает, стоит или нет. И все же, до 6 месяцев считаю, что нет необходимости, если мама кормит грудью. Переднее молоко - вот вам питье, а заднее уже еда.

А как было у Вас? Поделитесь опытом и советами!

6 комментариев:

Наталья Задорина комментирует...

Последняя фраза - лучшее решение. Смотреть на своего ребенка и свою ситуацию. Обходить стороной крайних "за" и крайних "против". Найти адекватного педиатра и специалиста по ГВ. И все будет хорошо.
Я своих детей регулярно не поила. Только в некоторых случаях. Но, при этом, считаю, что это подходит не каждому ребенку. У племянника были проблемы с почками, и подозревают именно то, что не хватало жидкости. Видимо молоко такое было, или
погода жаркая тому способствовала.
А есть детки, у которых так же проблемы с почками, но потому что их допаивали. У кого что, как говорится.
А вообще, по большому счету, вода не должна приносить глобального вреда. Но во всем нужно знать меру и не переусердствовать.

moykid комментирует...

Наталья, спасибо, что написала. И я с тобой полностью согласна. Вот про почки я тоже слышала.

Наталья Ужакина aka WebМама комментирует...

Евгения, моей дочке 9 мес., и я стала давать водичку только в месяцев 5, и то для того, чтобы научить ее пить из кружки. Сейчас у нас педприкорм, даю воду только если просит, и выпивает она максимум 2 глоточка, остальное проливает :-) Сразу после еды - докармливаю грудью.
Думаю, что если ребенок на ГВ, воду нужно давать для изучения, а не как питье. И действительно, слушать ребенка. Только мама может его понять в этом возрасте. :-)

Liza Arie комментирует...

Женечка, ты прям мои мысли читаешь! Я вообще в полном ступоре теперь! Оказывается то, что я делала раньше со своими, вовсе и не правильно и надо совсем по-другому, а ведь я была уверенно что все хорошо!
И при грудном кормлении допаивала, считала что молоко это еда, а вода это вода! Правда не могу сказать что они воду много пили, и уж тем более никакого отказа от груди или уменьшения молоко я не замечала.
А теперь думаю - не допаивть, что ли. Но у нас такая жара, по 40 градусов в тени, все только и говорят, что про обезвоживание, и что взрослый человек должен выпивать по 2 литра воды в день, а детей вообще поят постоянно!
Как быть? Рожу уже, буду детского врача пытать, наверное!
P.S. Жень я МК там по торту у себя выложила, как ты просила - посмотри, может пригодиться!

Julia Gri ( ulisa) комментирует...

Женечка,а я водичку давала своим деткам,особенно летом. Просто если ребёночек не хочет ,он и не пьёт.
Нельзя слушать врачей фанатично,т.к. у них сегодня одна точка зрения,а через пару лет другая...Как по поводу пеленания ножек,до сих пор спорят...
Надо полагаться на мамину интуицию,потребности малыша,да и вообще по ситуации,по здоровью.....

moykid комментирует...

Девочки, спасибо за комментарии! Я согласна полностью, что нужно полагаться на свою интуицию и "фанатично" не слушать врачей, нужно фильтровать. Лизонька, спасибо за МК!

БУЛЛИНГ, ТРОЛЛИНГ...НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Не думала я, что столкнусь вот с такой темой - буллинг. С первого класса моя старшая дочка подвержена мелким издевательствам группы девоч...