01.11.2009

Игры с карапузами до года и около


Когда моей дочери было 9 месяцев, у меня появился вопрос: «Какими игрушками играть, какие игры будут интересны». Пролистала несколько сайтов на предмет игр, пообщалась с подружками и их знакомыми. И даже уловила переживания некоторых мам по поводу развития детей. Результат общения был приятным, мы поделились небольшим опытом.



Я сделала список как я развивала ребенка в 9,5 месяцев:

  • Есть коробочка с разными тканюшками, кусочек линолеума, карта игральная, кусочки из шерсти, и разные тесемки. Вынимаем и обратно складываем, причем сопим.
  • Связка разных пуговиц. Любимая игрушка. Особенно нравится облизывать пуговки.
  • Различной формы, цвета и величины бусы. Я ее сама сделала из разных по фактуре и цвету бусинок. Скажу, что игрушка не особо привлекла ее внимание.
  • Липкая лента, скотч, на ладонь ее приклеиваю, а малютка отклеивает.
  • Одеваем перед зеркалом шапки, разные. Самостоятельно не стоит, а когда я одела ей шапку-шлем, она в этот момент стояла в кроватке, так стала снимать обеими руками и самостоятельно простояла небольшое время, пока не дошло, что стоит.
  • Игра в ладушки. Вначале научилась играть ступнями, а потом ладошками.
  • Игра в ку-ку, ладошками или пеленкой. Нравится с мамы пеленку с головы стягивать.
  • Игра "где киса?", "где папа?", "где мячик?".
  • Катаем мячик, сидя друг напротив друга.
  • Пытаемся играть в пирамиду, только не получается одеть кольцо
  • Пытаемся достать игрушки из прозрачного контейнера, снять крышку.
  • Играем в "дай мне игрушку".
  • Играем с кисой ее игрушкой.
  • На стене наклеены аппликации, ищем где цветочек, бабочка, мышка, кошка...

Вроде все. Это конечно не все сразу и за один день.

А вот, что интересное я узнала от молодых мам, у которых детки от 6 мес.-1,5 лет:

  • Нравится играть с макаронами. Ребенок брал понемногу несколько видов макарон из разных ёмкостей.
  • В 10 месяцев играла с юлой, показывал зверюшек на юле, а когда юла издавала интересный звук, смотрела как зачарованная.
  • Разглядываем картинки в книжках и на кубиках (Мякиши большие с картинками), ищем там знакомые предметы: кисы, мячики, кубики, машинки и т.д.
  • Играем с разными крупами: с манкой, с пшеном, с гречей, с горохом, с фасолью и даже с хлопьями овсянки. Конечно не все сразу, получается каждый раз разная крупа. Важно быть постоянно рядом и отвлекать, пусть сыпет в разные емкости, можно ложечной, вариантов много. Интереснее будет, если в мелкую крупу положить пуговицы или мелкие предметы и попросить достать все.
  • Ребенок увлеченно играет с разными брелоками. Брелки с камешки, с колечками, квадратиками, с пластмассовыми фигурками.
  • Очень нравится брелок-фонарик включать и выключать.
  • Любим мыльные пузыри смотреть, ловить и лопать.
  • Можно играть с вареными рисинками или гречкой и не беспокоиться, когда попадет в рот и проглотит.
  • В закромах родины раскопали каучуковый мячик на резиночке, восторгу было много и что прыгает и катается, и грызть можно.
  • Сделать шарики из фольги, примерно 1см, и положить их в прозрачный контейнер. Игрушка понравилась, потом положить туда еще крышки о пюрешек. Игрушка стала очень громкой и опять понравилась. Контейнер крышкой закрыла. Правда не помогло, так как дочка быстро открыла.
  • Купили лото, показываю карточку и называю что нарисовано, в надежде, что раньше заговорят.

Есть детки, которые не сидят и не перебирают крупы. Им нравится трясти емкость, в которую они насыпаны, что влечет рассыпание материала. А после рассыпания ничего не собирается, а рукой делается аналогично тому, как разгоняется вода-лужа на полу. Во все в стороны. А пока мама пытается собрать хоть что-то, ребенок уже в рот.

Или с пирамидами: надевает кольцо на штырек, если раза 2-3 не получилось попасть, то делает аналогичное движение и выбрасывает колечко.

И как же, например, эти два момента с детками 9-12 мес., понять? Вопрос - не дорос? Или стиль поведения такой нетерпеливый?

Думаю все вместе. Просто многие мамы довольно не терпеливы. Считают, что написано в книгах, то их детки обязаны делать и если не делают, то значит, плохо развиваются, значит, появился вопрос, который нужно срочно решать. Но детки все индивидуальны. Кто-то раньше, а кто-то позднее и один-три месяца ни чего не решают. Это только начало.

Одна знакомая мама мне рассказывает, что примерно в 1г.2мес. начался непростой для их семьи период. Наступила «та самая псевдосамостоятельность», о которой много пишут. Когда что-то не получалось, сын швырял вещи, визжал невозможным голосом, топал ногами. Бывало, что посещали мысли, что ребенок психически неуравновешенный, неуправляемый ребенок, даже подумала про дурную наследственность. Ближе к 1,5 годам это все стало проходить. Теперь уже дольше пытается что-то сделать, сопит, кряхтит, но не отступается. Истерик уже нет. Если все-таки не получится, бросает, идет заниматься другим. Ну, или вместе разрешает преодолевать препятствие. Раньше ни о какой помощи не могло быть и речи.

Да, кстати, нам мамам свойственно немного преувеличивать, так сказать добавить красок в разговор. А слушатели, примерив на себя, начинают расстраиваться, почему же их детки не собирают пирамидки, не сортируют макароны, а ведь уже на носу год.

Вообще-то получается, что большинство деток начинает делать это после года. И опять же, есть и дети, которые чуть не семи месяцев делают такие вещи, причем с ними родители не занимаются, которые детки и в год не делают.

Около 10 месяцев я насыпала Ане в контейнер гречку и наблюдала. Малявочке моей понравилось прочесывать ее, и пыталась в рот затащить, но не получалось. Подумала...и облизала руку и вновь засунула в гречку. Ура! Удалось! Но мама не дала, ни крупинки на зубок.

Соседка поделилась своим опытом: «Я смешала гречку и чечевицу, получилась яркая и красивая картина, оранжево-коричневая смесь. Все это из большой чашки руками пересыпалось в маленькую, потом в рот, потом на пол, потом утюгом он это дело "гладил". В конце игр принесла большой ершик для посуды и начала сама сметать, сын забрал и еще "подмели". Потом вместе с ребенком все собрали пылесосом. Сыну 1,3».

«Декабрятка» Наталья со своей доченькой Вероникой играют на фортепиано. Она играет песенки и поет, а дочка, послушав, начинает стучать по клавишам. Пальчики укрепляются и весело. Также сшила тряпочные мешочки с разным наполнением и нашивками из пуговок, бусин, бисера. Разный размер и количество бусин.Вырезает из картона фигуры и цепляют вместе с дочерью на них деревянные прищепки.

Моя тетя говорит, что ее сын ровно в год закинул шарик в пирамидку Тинни лав. Моя же дочка сделала это в восемь месяцев (папа потратил пол часа на это). И бросает она не через воронку, она ее выкидывает, а сразу в пирамидку.

Мне и сейчас кажется, что все вокруг развиваются семимильными шагами.

У меня подруга волновалась, когда ребенку не было еще года, что тот не развивается так же как сверстники. Что не признает пирамидки, не сортирует игрушки. А сейчас, в 1,5 уже нисколько не сомневается в логическом мышлении своего ребенка, который абсолютно точно знает, как скомпоновать табуретки, полки и дверцы, чтоб достать то, что ему ну никак не нужно доставать.

На счет игр. В какие игры и когда можно и уместно играть. Любое действие можно сопроводить игрой. Будь то еда или купание и одевание или подготовка ко сну. Я нашла в журнале некоторые игры. Многие мы уже испробовали и кое-что нам нравится. Вот описываю:



  • Позвони в колокольчик

Дайте ребенку колокольчик и покажите, как в него звонить.

  • "Осязательная" игра

Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.

  • Переверните игрушки

Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами (например, плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т. д.). Посмотрите, исправит ли малыш "положение" своих друзей.

  • Липкая лента

Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони.
Ребенку будет интересно отрывать эту ленту.

  • Шляпа на голове ребенка

Когда малыш сидит перед зеркалом, наденьте ему па голову шляпу. Ему понравится наблюдать за своим отражением, снимающим шляпу.

  • Улучшение координации


  • Поиграйте с ребенком в ладушки

Поиграйте с вашим ребенком в "ладушки". Помогите ему похлопать в ладоши, а потом спрячьте сто ручки под одеяло. Малыш будет с интересом наблюдать, как его ручки исчезают и снова появляются.

  • Покатайте мячик

Покатите мячик к ребенку и, когда малыш вернет его вам, отправьте мячик снова к нему. Предложите другим членам семьи присоединиться к вам. Для этой цели лучше всего подходит мягкий мячик.

  • Дайте ребенку "пирамиду"

Если ребенок хоть один раз надел "кольцо" на стержень пирамиды, он будет делать это снова и снова Игру можно сделать еще интереснее, если стержень качать из стороны в сторону.

  • Игрушки в прозрачной коробке

Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть малыш попытается снять крышку. Если это у него не получается, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку - пусть продолжит свои старания.

  • Перевернутая кастрюлька

Опрокиньте кастрюльку вверх дном и дайте ее ребенку. Понаблюдайте, сообразит ли он, как нужно ее перевернуть. Ваш ребенок уже многое знает о том, как должны быть расположены предметы.

  • Поиграйте в "дай мне игрушку"

Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг.

  • Вытягивание шарфиков

Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте, сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубку.

  • Повседневные дела
  • Время кормления
  • Как напоить плюшевого мишку

Когда вы учите своего малыша пользоваться чашкой, иногда давайте попить и плюшевому мишке. Ребенку тоже захочется напоить своего друга, и он постарается повторить ваши движения. Эта игра типа "как-будто" для совсем маленьких предшествует играм с воображаемыми действиями, в которые любят играть дети постарше.

  • Пища для развития

Процесс приготовления пищи интересен для детей всех возрастов, и даже совсем маленький ребенок может быть вовлечен в него.
Дайте малышу кастрюльку, крышку и ложку, или какую-нибудь пустую коробку или пакет. Копируя ваши действия, он будет трясти над кастрюлькой пустой пакет из-под риса, а потом мешать там ложкой и бить этой ложкой по кастрюльке.

  • Время переодевания
  • Как переодеть непоседу

Поменять подгузники девятимесячному ребенку -- задача не из легких. Как правило, вам легче поймать удирающего ползком малыша, чем удержать его на месте для переодевания. Этот повторяющийся процесс можно немного ускорить, отвлекая внимание ребенка какой-нибудь песенкой "к случаю".

  • Как поймать ребенка

Можно организовать этот процесс иначе, превратив его в забаву. Когда ребенок старается уползти от вас, хватайте его за ножки и тащите обратно: "Я тебя поймала!" Поиграйте так несколько раз. Для малыша это станет веселой игрой, и, кроме того, он устанет, и в вашем распоряжении будет какое-то время, достаточное, чтобы спокойно переодеть его.

  • Пуховичок для пудры

Переодевая малыша, дайте ему чистый пуховичок или комок ваты и покажите, как потереть животик, ручки, носик или щечки. Это занятие доставит ребенку удовольствие, и он будет вести себя спокойнее. Кроме того, у вас будет случай поговорить с малышом о частях тела ("где у нас носик", "где у нас глазки" и т. д.).

  • Паучок, паучок

Прежние "родственные" чувства приобретут новый оттенок, если под какую-нибудь живую мелодию "паучок" побежит по ножке ребенка, а потом по животику. С "паучком" малыш будет заливаться смехом, как и во время веселой игры.

  • Время купания

Пусть ребенок "самостоятельно" помоется. Дайте малышу купальную тряпочку и полотенчико для вытирания. Покажите ему, как нужно мыться и как вытираться полотенчиком. Конечно, подготовка к "самостоятельному мытью" и само "мытье" потребует больше времени.

  • Оп-оп

Дети любят следовать командам. Поддерживайте вашего "подпрыгивающего" малыша и командуйте ему "оп-оп!" Когда ребенок перестает "прыгать", перестаньте говорить "оп-оп!" Из этой игры может получиться целая забавная серия остановок и движений. Ребенок уже начинает получать удовольствие от слов, и в то же время для него это полезная тренировка.

  • Время отдыха

Посмотрите вместе с ребенком какую-нибудь книжку. Для девятимесячного ребенка очень важно, чтобы вы нашли время полистать вместе с ним спокойную книжку. Постарайтесь каждый день хоть понемногу почитать ребенку. Это создает ощущение близости между вами и ребенком.

  • Усыпляющий вальс

Потанцуйте с ребенком под тихую спокойную музыку перед тем, как уложить его спать. В течение дня малыш проводит много времени на полу, исследуя себя и окружающий мир, и перед сном он нуждается в теплых


В заключении скажу следующее. Дорогие мамы и папы, не нужно примерять успехи других детей! Ваш ребенок идет по своему пути развития и его не нужно насильно торопить, нужно только направлять и быть рядом и главное улыбаться и не волноваться. Ведь деть все чувствует!

Здоровья Вам и Вашим карапузам!!!

14 комментариев:

БабочкаЯночка комментирует...

Евгения, какой глобальный труд. Просто академия в одной статье. Молодец. Спасибо за публикацию в коллективном блоге.

Просто Мама комментирует...

Да, точно, академия просто!
Хочу добавить: Мы с Анюткой любим слушать музыку - часто включаем разные мелодии и танцуем, или просто слушаем, иногда я стучу в такт, чтобы развивать в ребенке чувство ритма.

moykid комментирует...

И мы танцуем. Ане нравится клип Byonce Single ladies/ Она даже подражает танцовщицам.

Анонимный комментирует...

# Игра "где киса?", "где папа?", "где мячик?".
# Катаем мячик, сидя друг напротив друга.
# Пытаемся играть в пирамиду, только не получается одеть кольцо
# Пытаемся достать игрушки из прозрачного контейнера, снять крышку.
# Играем в "дай мне игрушку".
# Играем с кисой ее игрушкой.
# На стене наклеены аппликации, ищем где цветочек, бабочка, мышка, кошка..
мне вот это оч интересно со сокольки месяцев начали делать...
мы вот книги смотрим но больше любим все в рот...
пока никого и ничего не показывает, но нам 7 мес
я постоянно книги ему читаю даже если он не сидит и не слушает все равно читаю и с выражение... вот жду когда начнет реагировать на зверей, которых я ему показываю и рассказывать кто как из-них "говорит"

moykid комментирует...

Мы начали показывать пальчиком примерно с 8 месяцев, после регулярных "иренеровок". Книги мы и сейчас любим больше олбизывать, чем читать. Скачайте Бэби Эйнштейн, там много о зверях показывают. Напишите мне на peakey5@gmail.com и я Вам ссылку отправлю и расскажу как скачать.

Unknown комментирует...

Женя, спасибо огромное! именно такую информацию я хотела услышать и почитать.

moykid комментирует...

"Женя, спасибо огромное! именно такую информацию я хотела услышать и почитать." - Елена, я написала этот пост по твоей просьбе!!!! Рада, что тебе понравилось. Собирала информацию почти месяц.

Blogi Mam комментирует...

Женечка, поздравляю тебя с Твоим Днем на "Блоги Мам"! Ты стала первой Мамой Недели, и ты это заслуживаешь!

По теме поста: замечательный список игр, нам сейчас год и 10, и многие из этих идей пригождаются до сих пор. Они растут вместе с ребенком (книжки, картинки, лото и т.д.)

Алла

Liza Arie комментирует...

Женечка, это просто прелесть что такое! Все все скопировала себе на будущее! Спасибо тебе за такую замечательную подборку!

ИраКо комментирует...

Нам почти 7 месяцев. Самая большая проблема - все тащим в рот. Так что пока с рисом, горошком и другими "щупательными" штуками повременим...
Но очень нас радуют игрушки небольшие, на ленточках подвесили к ручкам на кухонных шкафчиках: тянем за игрушку - шкафчик открывается. Так познаем причинно-следственные связи, так сказать. И масса удовольствия...

Виктория комментирует...

Мы еще очень любили в этом возрасте барабанить по настоящему барабану под музыку и играть на пианино!
Не очень удобно у тебя комментировать. Наверное, это особенность платформы.

Анна комментирует...

Очень интересный обзор, Женя. Можно только еще добавить, что одни и те же игры и игрушки можно предлагать малышу после небольшого перерыва снова и он будет играть уже по другому. Например, когда я пришила пуговицы на кусок красивой ткани, то около года наш малыш играл с ней не очень охотно, а потом, когда оценил игру с пуговицами, снова очень заинтересовался этим "панно". И это только один пример.

Настя Солнечная (ТМ СКРАПБУРГ) комментирует...

Отличная статья - очень полезна будт многим! Добавлю от себя - проверено уже на третьем дитёшике: мы очень любили ленту-липучку (я купила разноцветные и прилепляла на ковровое покрытие, а лялик отковыривал пальчиокм - занятие занимао минут 15-20, потом я поначалу помогала отдирать и снова пикрепить, а уже когда ручёшки окрепли, задача отдирать понравилась еще больше), так же, как и многие, мы играли гречкой, как в песочнице (совочки, формочки и прочее), обожаем музыку - и пианино и танцы;-)))) Еще сейчас в фаворитах у нас жестяная банка из-под питания (выдавали в консультации какое-то питание для беременных) с прорезью в крышке и большыми цветными пуговицами (мы их опускаем в копилку, открываем крышку зубами, вытряхиваем пуговицы на ковер, засовываем парочку в рот - и всё по новой)))) В общем, спасибо за труд!;-)

moykid комментирует...

Алла, спасибо большое, что выбрали меня мамой недели, пишу об этом пост. Мне очень приятно!!!

Девочки, спасибо большое, что читаете мой блог, что делаете закладки. Что делитесь своим опытом! Это для меня ценно! Спасибо Вам еще раз!

БУЛЛИНГ, ТРОЛЛИНГ...НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Не думала я, что столкнусь вот с такой темой - буллинг. С первого класса моя старшая дочка подвержена мелким издевательствам группы девоч...