12.03.2010

Что это такое – «кризис первого года»? Как было у Вас?

Что случилось с моей малюткой? Как исполнился год и месяц (нам сейчас без недели 1,3), лапуля моя стала топающей и махающей ручками и ножками капризулей. 
Может недостаток внимания, или сказываются осложнения во время беременности? 
Если что-то происходит так, как ей не нравится, то сразу визг, топот, а может и на пол упасть (и где такому научилась…). Что-то найдет не нужное, прячется и сразу в рот, и знает, что это «кака», а забираешь (причем обычно я меняю, а не отбираю) начинает капризульничать.

Читала и слышала, что есть такой кризис – кризис одного года. Вопрос, а до которого времени будет идти кризис?
У меня приятельница, у нее ляле 3 года и она говорит, что у них кризис. Это, что же получается, кризис такой затяжной? Или новый это кризис? И, что, так у всех? Закономерность? Хм.
Опять же, как я читала и наблюдала, что «кризис сопровождает восхождение на каждую новую ступень самостоятельности».

Поразмыслим… Сейчас 1-2 год жизни у ребенка. В этот период малыш многое познает, начинает ползать, ходить, что-то делать, говорить. Ему все-все интересно, хочется потрогать, попробовать на зуб (вот моя Анюта все через рот пропускает, так сказать пятая рука…).

Есть приметы кризиса первого года, "так считают психологи:
-«трудновоспитуемость» — упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания;
- резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;
- повышенная чувствительность к замечаниям — в ответ следуют обида, недовольство, агрессия;
- повышенная капризность;
- противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее."

Напрашивается вопрос, а зачем они так делают?

Мне думается, что проблема не у детей, кризис не только у них, а еще и у самих родителей. Ведь еще так недавно малышка спокойно лежала в своей кроватке, ее радовали лишь весящие погремушки, а сегодня у нее вдруг проснулся интерес к технике, маминой косметике, кошачьей еде, папиным вещам. А на улице – ребенок, который всегда спокойно лежал, лезет в лужу, грязь, все пытается поднять. Во время еды пытается самостоятельно есть, ну это хорошо, но как, все в округе в каше, еда летит в разные стороны, волосы в еде (ну я в этом плане спокойно отношусь, учиться-то нужно). А если все это прекратить, то последует такая реакция - слезы, крики, скандалы и прочее.

Психологи говорят: «Желание все хватать и проявлять неуместную пока еще самостоятельность — не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Таковы естественные проявления этапа взросления. На самом деле за каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша. Попробуем остановиться и подумать, что чувствует сейчас сам ребенок? Зачем он делает ЭТО? И если ключ к пониманию ребячьей страсти к играм с грязью или вещами из мира взрослых найти легко (достаточно вспомнить себя в таком возрасте), то над иными детскими загадками приходится порой поломать голову».

Я попыталась вспомнить, а о чем же я думала в детстве, я не то, что не смогла вспомнить себя в 1-2 года, да я вообще до подросткового времени плохо помню свой «мир грез». И как быть? Как понять?

Тут мне вспомнился один рассказ моей подруги. Она была в гостях у своей одноклассницы, а у той трех летний сын. Ему гостья подарила игрушку, какую я не помню, не суть. Пока сын играл самостоятельно в зале, мама с моей подругой (одноклассницей) сидели на кухне. Окно кухни и окно зала выходили на лоджию. Тут замечают, что мальчишка забегает на балкон, напротив кухни встает на табуретку к застекленному балкону и смотрит вниз (было лето), потом убегает и через некоторое время, вновь подбегает встает на табуретку и смотри вниз. И, конечно же, стало маме интересно, что происходит. Решили за сыном наблюдать. Мальчишка забегает в комнату, берет любую вещь, бежит на балкон, выкидывает в приоткрытое окно эту вещь, бежит к табуретке, которая напротив кухни у закрытого окна, смотрит вниз и начинает все заново. Посмотрели вниз, а там, на деревьях висят игрушки, подушки, одежда и прочее-е-е. Конечно, мама отругала сына. А сын на все это ответил: «…было интересно смотреть, как летит, а пока он добегал до табуретки и вставал, что бы посмотреть, то подушка (погремушка) уже лежат». Вывод – интерес к вещам, к траектории полета.

Вначале я тоже думала, что у меня ребенок издевается надо мной, постоянно все выкидывает, сейчас-то я знаю, что это просто здоровый интерес.

НО, не означает, что ребенку, переживающему такой кризис, нужно все позволять. Ведь он так проверяет родителей на «прочность». Нужно постараться формулировать правила коротко и четко, и без улыбки, чтобы малышка не сообразила, что ей не предлагают поиграть в игру «обмани маму», а говорят серьезно. Главное не то, что есть эти правила, а главное эти правила соблюдать и всегда напоминать запреты в оговоренных ситуациях. А если получается так – сегодня нельзя открывать именно этот шкаф, а завтра у мамы хорошее настроение – можно, то это не дело. Ребенок запутается, так можно открывать или нельзя?! Советуют на каждое правило сочинить стихотворение, вот например: «Раз идем с тобой гулять, надо шапку надевать».

А что бы избежать капризов и истерик, если ребенок взял что-то не предназначенное для него, то нужно не отбирать, а действовать по принципу переключения внимания. Менять на что-то из его игрушек, но на яркое.
А как у вас прошел, или проходит этот период, и как вы с ним справляетесь?


-------------------------
Источник:
1. www.moy-rebenok, "Верно понять капризулю"

5 комментариев:

Просто Мама комментирует...

у нас "кризис" выражается немного по-другому. Ребенок мается. Не знает чем себя занять. Все что я предлагаю надоедает быстро. Спасают танцы, игры в догонялки и прятки, длительные прогулки. У меня нашлось решение, о нем я вскоре напишу у себя в блоге.
Ну и есть конечно моменты, когда Анютка делает все по своему. И только по своему.

Егорова Татьяна комментирует...

Кризис первого года у дочки моей прошел довольно спокойно, зато сейчас идет кризис трехлеток :-) Вот как раз жизнь веселая настала :-)

smellnice комментирует...

Сейчас моему ребенку 1,5 года, кризис продолжается. Начался примерно в год и с каждым днем усиливается. Связано это с тем, что ребенок пытается найти свое место в жизни, может делать назло, может сесть посреди комнаты, там где ходят взрослые, нарочно мешая им ходить. Относиться в этот период к ребенку надо терпимее, но при этом не давая сесть на голову. Все как обычно: если что-то нельзя, то нильзя ни при каких обстоятельствах. Только нельзя сильно давить на ребенка, иначе у него могут выработаться комплексы.

S_Ne)I(naya комментирует...

Ооо... У нас тоже этот кризис первого года:-((( Да ещё и с массовым прорезыванием зубов совпал (поздно начали лезть, сейчас 1,3 почти, а только 5-ый зуб недавно вылез, не до конца ещё). Ужас, что сын творит...Просто неуправляемый! Любое пресечение нежелательных действий(например: залез на диван и скачет на самом краю, пытается залезать на комод с телевизором по ручкам, как по лесенке, желает прополоскать что-нибудь в унитазе и т.п), либо попытка какие-то действия с ним совершить (одеть, умыть и т.д) вызывает истерику. Все закрытые двери, дверцы и дверочки - наши злейшие враги, орёт около них постоянно, долбит руками. Вообще спокойно себя ребёнок ведёт только тогда, когда получает всё, что требует и делает то, что хочет и если у него ЭТО получается. Только так и никак иначе. А ещё кроме как истошными воплями он даже не пытается что-то просить. Ни показать пальчиком, ни звуками какими-то, типа "дай" или "надо", нееет... только вой,ор, выгибания, долбёжка руками, топанье ногами :-( У меня нервы уже на пределе, впору пить валерьянку литрами... Понимаю, что так нельзя, но иногда мне хочется плюнуть на всё и пусть творит, что хочет - жрёт бабушкин крем из баночки, моется в унитазе, облизывает грязные колёса у коляски и свои ботинки, ест всеь мусор с пола и играет всем, до чего доберётся. Только бы замолчал...

moykid комментирует...

Спасибо всем большое за ответы!
Ирина, буду ждать твоей статьи, как вы справляетесь.
Татьяна, я рада приветствовать у себя в блоге детского психолога. Ничего, если я уж так, официально. Мне будет приятно, если Вы почаще будете навещить блог и оставлять свои комментарии! Спасибо!
smellnice , спасибо, что написали! К сожалению я не знаю Вашего имени... Вы правы,что нужно быть стойкой как камень, но, согластесь, не особо и получается, ведь мамино цердце-то совсем не камень!
Леночка, малыш тебя отлично проверяет! крепись мамочка, нужно выстоять, не сломаться! понимаю, это сложно, сама же в почти такой ситуации!

БУЛЛИНГ, ТРОЛЛИНГ...НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Не думала я, что столкнусь вот с такой темой - буллинг. С первого класса моя старшая дочка подвержена мелким издевательствам группы девоч...