20.03.2010

Что это такое – «кризис первого года»? Продолжение

Решила продолжить тему кризиса одного года, вернее первых двух лет. 
В предыдущем посте я описала какие у меня волнения, примеры кризиса от психологов, как вести себя с капризулями.

Поговорим о кормлении. 
Вот у нас начинается период, когда мы не особо проявляем активность в питании. Просто не хочет есть, вернее есть-то хочет, но не хочет… И что же делать? Заставлять? А надо ли? Ведь заставляя есть мы давим на ребенка, и это вредно для его физического здоровья. И что же теперь голодом держать? Я помню, как меня в детстве заставляли есть молочный суп и манную кашу, и что же, меня от одной мысли «передергивает».

В журнале пишут: «Ребенок интуитивно чувствует, что ему сейчас нужно. Пусть сегодня он предпочитает курицу, а завтра соглашается есть одни макароны. Не страшно. Конечно, было бы лучше, если бы он тянулся почаще к фруктам и овощам, но, согласитесь, вред от временной макаронной диеты нельзя сравнить с испорченным здоровьем. А если ребенок вообще отказывается есть? Просто вспомните старую французскую мудрость: ребенок никогда не позволит себе умереть с голоду».

Я при кормлении отвлекаю малышку. Причем я знаю, что ей вкусно, не всегда у нее есть настроение кушать.

Желания ребенока желательно всегда стоит учитывать. Ребенок отказывается от подгузников, значит, пора совсем их снять. Сам пытается поесть или попить, дать эту возможность. Пытается одеть сандали, нужно предоставить возможность и желательно с помощью. Потянулся к соске, хотя ранее не сосал ее. То нужно дать, а то найдет другой предмет для обсасывания.

Согласитесь, что проще надавить на ребенка и заставить его сделать, то, что мы считаем нужным. Малыш поворчит, поплачет и сделает. Но ТАКИМ методом воспитания, каким мы сделаем малыша? Скажу – или трусихой или драчуном, иного не дано. А вот если уважать малыша, если он будет чувствовать, что он имеет права голоса в семье уже сейчас. То когда подрастет, и уверенности у него станет больше. «А для того чтобы добиться своего, ему уже не придет в голову пустить в ход слезы, шантаж, а позднее — грубость, а скажет спокойно: «Знаешь, мама, я бы хотел сделать это вот так. Ты не против?»

Меня моя мама учит, что все капризы дочери воспринимать с чувством юмора и подходить творчески и вообще переводить все в игру. Кстати, через игру детки многому учатся.

Вот например мы сейчас учимся ходить в горшок, сложно и еще пока не ходим, но уже есть продвижения в этом процессе – дочь стала сама садиться на горшок и садить рядом на маленький горшок свою куклу. На кукле я показывала, как ходить в туалет. Причем успевала ее отвлечь и подлить воды в горшок, и показать, что кукла не просто сидит, а «дело делает».

«Помогут крохе (а заодно и его родителям) и игры особого рода — те, что можно назвать развивающими. Такие игрушки дадут выход чрезмерной творческой энергии малыша и направят ее во вполне мирное русло».

Почитаем, что пишет детский психолог: «А теперь резонно будет задать вопрос: так ли уж страшен кризис первого года? Конечно, нет. Делая определенный шаг назад в этот период, малыш одновременно делает два шага вперед — в сторону своей физической и психологической зрелости. Разумеется, ему сейчас нужна помощь взрослых. Не случайно именно в этом возрасте ребенок так чувствителен к оценке своих действий родителями, так отчаянно готов привлекать мамино внимание, выбрасывая из манежа игрушки и топая ножками. Капризный, не слишком уверенный в себе, стремящийся к самостоятельности и еще ничего не боящийся, болезненно самолюбивый и обидчивый, переживающий свой первый серьезный кризис кроха очень нуждается в постоянной родительской поддержке. Более того, его ориентация на оценку взрослого — важное условие правильного развития в «годовалый» период. Постарайтесь быть терпеливыми, не торопитесь ругать и наказывать вашего неудачливого искателя самостоятельности. А если уж и хотите поругать его, лучше всегда каким-то образом подчеркнуть, что неудовольствие мамы вызвал конкретный поступок карапуза, а не он caм. Если вы сумеете отнестись к малышу, переживающему первую трудную пору своей жизни, с сочувствием и уважением, кризисные явления вскоре исчезнут сами собой. Кризис сменится периодом стабильного развития, когда пугавшие родителей проявления обернутся важными завоеваниями: новым уровнем самостоятельности, новыми достижениями. Закрепиться, став чертами характера, негативные проявления могут лишь в одном случае: если взрослые будут общаться с ребенком с позиции сильного: «Перестань орать и ешь!», «Нельзя, я сказала!» — и ничего больше. Действуя вместе с ребенком, но никак не вместо него, можно не только быстро преодолеть кризис, но и заложить прочную основу для гармоничного развития малыша и чудесных, доверительных отношений с ним».

Я еще раз повторюсь, пишите в комментариях кто и как прошел, или проходит этот этап.

6 комментариев:

S_Ne)I(naya комментирует...

Занятная статья... Я уже читала что-то подобное, но освежить в памяти не повредит ;-)
Как же сложно контролировать себя и в момент пресекания нежелательных действий или купирования истерики вспомнить все полезные советы из умных книжек! У меня далекооо не всегда получается... Интересно будет посмотреть на отзывы, будет ли кто-то, кто действительно следует этим советам и каков результат!

S_Ne)I(naya комментирует...

Кстати, про еду. У нас уже довольно долго длится период "хочу есть, но не то, что лежит в тарелке"... И вообще с едой всегда были напряги ,а однажды я от бессилия и в целях успокоить начала петь песенки сыну, оистерящему перед тарелкой с кашей. Помогло. Он слушал с открытым ртом, а я на радостях засовывала ему ложку за ложкой. Теперь не знаю, как от этого отучить... Каждый приём пищи только с маминым концертом, у других членов семьи он вообще не ест! Сама себе добавила головной боли... Лучше б с мультиками есть приучила, он бы хоть у кого угодно ел...
А ещё сейчас у него активный интерес появился ко взрослой пище, типа супа (с приправами разными ,а то и с кубиками Магги), к колбасе, сосискам и даже печенье он хочет есть "наше", а не "своё". Аж до истерики выпрашивает кусочек чего-нибудь из наших тарелок. Конечно ,когда пища не пережаренная, не сильно солёная и с минимумом приправ даём и Ване, а когда нет?... Что делать? причём взрослую пищу он пытается сам ложкой есть (я набираю в ложку еду, он берёт и в рот её засовывает), жуёт кусочки весьма успешно, чего делать не хочет, когда его кормлю персонально. И ложку отталкивает, не хочет брать, когда "его" едой кормлю...

Conceptmama комментирует...

Нам год и 8, и я бы не стала называть изменившееся поведение ребенка кризисом. Просто в какой-то момент (думаю, тоже около года и 3) он стал более осознанным, стал лучше понимать что ему хочется, его стало сложнее отвлечь, поэтому иногда кажется, что стал капризнее. Мы иногда все равно отвлекаем, но если что-то "нельзя", то объясняем, почему нельзя.

И еще я заметила, что малыш хуже себя ведет, когда плохо себя чувствует (зубки в основном донимают), и когда голодный! Ребенок не всегда понимает, что он хочет кушать, и не всегда его можно легко и быстро усадить за стол, если он занят игрой. Но если дело в голоде, то стоит начать кормить, как сынуля на глазах добреет и веселеет :)

Unknown комментирует...

Сейчас чаще всего моему сыну некогда капризничать :-) Кушает под мамины рассказы, гуляет с удовольствием, ходим в ШР и бассейн, тоже с удовольствием, на свои игрушки иногда времени нет :-) Но вот ночи стали для меня пыткой! Спать спокойно мы или не можем или разучились... полночи провожу укачивая малыша на фитболе... или зубки, или животик, но практически каждую ночь что-то мешает спать... не знаю как изменить ситуацию...

moykid комментирует...

Ой, девочи, как все знакомо, что Вы пишете!!! Одно я поняла, что плохой сон, не только из-за зубок, но в основном из-за пережитой информации за день и особенно за вечер!

Yukkie Jenny комментирует...

Абсолютно согласна, что дети ОЧЕНЬ часто не понимают, что они хотят кушать или спать. Просто ощущают дискомфорт и капризничают. И вот тут давить как раз надо! И силком запихивать первые несколько ложек. Но, только внимательно приглядываясь. :)

А вообще-то, я уже не верю в эти кризисы. Просто есть этапы развития, у каждого в свои время и очередности. Пока не закончится усвоение кусочка информации - будут истерики, усвоит - будет затишье во время сбора следующей информации.

Я никак не борюсь. Игнорирую. Ну то есть в нужных местах хвалю, жалею, ругаю, отвлекаю итд - всего поровну...

БУЛЛИНГ, ТРОЛЛИНГ...НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Не думала я, что столкнусь вот с такой темой - буллинг. С первого класса моя старшая дочка подвержена мелким издевательствам группы девоч...